Электростимуляция мозга может повышать математические способности человека
Новое исследование, опубликованное в журнале Current Biology, утверждает, что электростимуляция головного мозга может способствовать повышению математических способностей на период до 6 месяцев. У участников исследования не наблюдалось каких-либо серьезных проблем с математикой, но в целом около 20% людей в популяции имеют проблемы с вычислениями от умеренных до серьезных, и еще больше людей в будущем рискуют потерять способность к вычислениям в результате инсульта или нейродегенеративных заболеваний.
Методика стимуляции, использованная в новом исследовании – прямая транскраниальная электростимуляция – состоит в приложении слабого постоянного тока к головному мозгу с целью воздействия на активность нейронов (клеток мозга). Эта методика иногда используется для лечения пациентов с неврологическими повреждениями после инсульта. Пятнадцать студентов колледжа в возрасте от 20 до 22 лет принимали участие в шести двухчасовых сеансах, в течение которых они получали либо электростимуляцию мозга для усиления или восстановления активности нейронов, либо симулирующую электростимуляцию процедуру. Стимуляции подвергали часть мозга, ответственную за способность к вычислениям (теменная доля).
Во время эксперимента студентов просили при стимуляции мозга запомнить серию искусственно придуманных чисел, основанных на символах, которые студенты до этого не видели. Результаты показали, что электростимуляция мозга улучшала способность студентов запоминать новые числа, и это улучшение сохранялось на период до 6 месяцев. При этом электростимуляция не влияла на какие-либо другие познавательные функции мозга.
Один из авторов исследования, Рой Коэн Кадош из Оксфордского университета, высказывает мнение, что полученные данные открывают большую перспективу для улучшения математических способностей. Далее планируется проверить действие методики на людях с проблемами в изучении математики. Отмечается, что в настоящее время отсутствуют фармакологические средства, которые бы влияли напрямую на восприятие числовой информации, не давая при этом существенных побочных эффектов на другие отделы мозга, например, отвечающие за внимание.
Роберт Канкро из Университета Нью-Йорка считает, что данная методика крайне интересна тем, что может изменять баланс активности нейронов, и область ее применения весьма широка, в зависимости от того, какие части мозга подвергаются стимуляции. Необходимо продолжение исследований, но уже полученные результаты, несомненно, свидетельствуют о том, что методика может дать существенный положительный эффект. Подобная стимуляция может быть полезна для детей, испытывающих проблемы с обучением математике и чтению, так как методика практически безопасна, а ее недостатки минимальны.