|
Психология – наука, состоящая из (1) медицинской психологии, изучающей роль психических процессов человека в возникновении, симптоматике и течении болезни, а также рассматривающей источники и возможности восстановления здоровья (медицинская психология), и (2) клиническую психологию, которая объединяет в своем звене несколько психологических направлений: психотерапию, психодиагностику, психоконсультирование, психогигиену и реабилитацию, психосоматику, а также частичные сферы дефектологии. Статистика MedClub ©
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
< 15 |
15-24 |
25-34 |
35-44 |
45-54 |
55-64 |
65 > |
|
Психология – наука достаточно обширная и имеет глубокие исторические корни. Ее структура состоит из дисциплин фундаментального и прикладного характера. К последним можно отнести клиническую и медицинскую сферы. В основу своей деятельности медицинская психология ставит изучение роли психических процессов человека в возникновении, симптоматике и течении болезни, а также рассматривает источники и возможности восстановления здоровья. Клиническая психология объединяет в своем звене несколько психологических направлений: психотерапию, психодиагностику, психоконсультирование, психогигиену и реабилитацию, психосоматику, а также частичные сферы дефектологии.
Содержание медицинской психологии подвержено различному трактованию в обосновании научных трудов, но инструментарий изучения и коррекции болезненных состояний сознания берет свое начало из общей психологической практики, а сама область знаний занимает пограничное положение между теорией и практикой медицинской науки и психологической. Относительно мировой практики, медицинская психология не является отдельной областью знания, а ее понятие ассимилировано с теорией клинической психологии, предметом изучения которой являются психические расстройства человека.
Несмотря на то, что предметная область клинической психологии отображает процессуальное видение теории болезни человека, специалисты данного профиля адаптированы под работу с состояниями, не имеющими патологических отклонений. Так, работа клинических психологов имеет высокую функциональную значимость в сфере здравоохранения, образовательного звена и социальной реабилитации населения. Наделенные знаниями общей психологической науки, клинические психологи успешно решают задачи активизации психологических ресурсов человека и его адаптационных возможностей в ситуациях приспособления к критическим изменениям социального окружения. А сфера их рабочего процесса пролегает и в рамках болезненных состояний, и за их пределами, в работе со здоровым населением. Инструментарий рабочего процесса включает в себя методы диагностики состояний и психокоррекционных воздействий индивидуального и группового профиля.
Что касается местоположения клинической психологии в системе дисциплинарных установок, то существенное воздействие на развитие науки оказывают психиатрия, неврология, психотерапия, нейрохирургия, экспериментальная и общая психология и многие другие, объектом своей деятельности рассматривающие человека. Поэтому сегодня в подготовке специалистов клинической психологии важное значение уделяется использованию комплексной образовательной модели, в рамках которой учащиеся получают ряд важных компетенций профессионального профиля.
Психическое равновесие. Психическое расстройство
Человек, находящийся в состоянии психического равновесия характеризуется наличием следующих черт:
- способностью к безболезненной адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности;
- способностью к адекватному восприятию любого рода информации;
- способностью ставить цели и структурировать процесс их достижения;
- принятием моральных норм и социальных предпосылок общества при сохранении внутренней автономии собственного мнения;
- естественностью поведенческих реакций;
- способностью к адекватному самовосприятию.
Однако наравне с понятием психического здоровья и равновесия в клинической психологии выступает понятие расстройства (соматического, психического). Понятием расстройства принято заменять понятие болезнь, когда речь ведется о психической сфере, так как тонкая организация душевной сущности человека весьма сложна для объективного оценивания соответствия показателям нормы. Тем не менее, в области соматики понятие болезнь имеет более обоснованные показатели, так как подразумевает наличие единого целого явления нарушения нормы с присущей ему симптоматикой и характером течения, обусловленными соответствующими биологическими процессами. Клиническая психология предметом своей деятельности, в первую очередь, признает психические расстройства. Но к ним вполне обоснованно можно отнести психические феномены, возникающие при соматических заболеваниях.
Штейнбрехер Елена Medclub.ru © Редакция Medclub 07.02.2011
К какому врачу обратиться:
|
|
Модель больного (симптомы)
Понятие болезни имеет размытые границы, обобщенные черты, поддающиеся определенному описанию при проявлениях присущей болезни симптоматики. Некоторые исследователи определяют болезнь как своеобразный каркас, в рамках которого происходит развитие и течение определенных реакций организма, проявляющихся в отклонениях от нормы.
В медицинской или клинической психологии существуют различные варианты подобных моделей, часто их называют парадигмами болезни, суть которых обозначена в общей концепции болезненного состояния. Оно может иметь пошаговую структуру, в результате которой у человека начинают проявляться признаки отклоняющегося от нормы поведения. И если их можно классифицировать как недомогания, плохое самочувствие с присущими чертами физической и психической ограниченности, то именно они и являются каркасной оболочкой болезни. Как правило, первопричина болезненных проявлений имеет соматическую природу, а в схеме это выглядит следующим образом:
- причина возникновения болезни;
- развитие болезненных факторов или непосредственно сама болезнь;
- симптоматика, выраженная в фактах плохого самочувствия;
- поведенческие реакции или следствия – роль больного.
Сама по себе роль больного выражается в контексте определенного конструкта, в результате которого собираются данные о больном (анамнез), исследуются его жалобы на здоровье, которые задают направление поиска дефекта. В исследовательских сферах существует категоризация подобных моделей, поэтому при обращении пациента к врачу или клиническому психологу, последний находит взаимосвязи причин возникновения и доступные глазу изменения, наблюдаемые у обратившегося, а затем путем соотношения приписывает их к одной из существующих моделей. Это и называется процессом врачебного диагностирования, что в свою очередь существенно облегчает поиски путей выхода из заданного состояния, так как уже существуют теории и практики лечения различных болезненных состояний.
Штейнбрехер Елена Medclub.ru © Редакция Medclub 07.02.2011
Выявление психических отклонений
При оценке состоянии для определения врачебного диагноза важно отталкиваться от того, какие отклонения доступны для наблюдения и фиксации, вследствие чего состояние пациента может расцениваться как нормальное или нуждающееся в коррекции.
Метод наблюдения очень важен в психологической практике. На его основе можно классифицировать наличие определенной модели у больного человека. Для этого достаточно доступных глазу специалиста отклонений. Так, определенные состояния или черты поведения должны бросаться в глаза при визуальной диагностике. Но для того, чтобы классифицировать их в качестве нехарактерных для конкретного человека желательно иметь историю прежних его состояний. Тем не менее, и здесь есть свои исключения. Болезнь может быть заданной с самого начала – наследственный фактор. В подобном случае нет соотношения с тем, что было характерно для данного пациента ранее, а отклоняющиеся от нормы черты сопоставимы лишь по отношению к другим людям (норме).
Однако, одного наблюдения для выставления качественного диагноза недостаточно, здесь может иметь огромное значение фактор субъективного восприятия. Так, то, что считается нормой для одного человека может быть крайне недопустимо для другого. На это могут оказывать влияние различные факторы воспитания и взаимодействия с окружающей средой. Поэтому необходим более тщательный, комплексный подход, в результате которого валидность определения состояния не будет подвергаться какому-либо сомнению.
Поэтому необходима экспертная оценка состояния, в качестве которой психическое расстройство может быть определено в соответствии с классификацией МКБ-10 ВОЗ или же DSM-IV АРА (Американская Психиатрическая Ассоциация). Для подобной оценки необходимо соотносить показатели поведенческих реакций с существующей их частотой проявления (к примеру, паническое расстройство должно в норме имеет не более трех атак за месяц). Более того, существует типология социально неприемлемого поведения (сексуальные отклонения). Подобные классификации весьма ограничивают возможность ошибки в выставлении диагноза. Кстати, роль времени в определении дефектов неоспорима и имеет очень сильное влияние на них. Так, ранее считалось отклонением от нормы и своеобразным расстройством психического профиля предпочтение однополых сексуальных отношений. Сегодня же, это не считается отклонением, в некоторых странах даже принято к официальному оформлению отношений.
Следующим этапом в конкретизации модели болезни вслед за наблюдением и оценкой следует дальнейший контроль состояний или проверка, в результате которой определяются методы воздействия в каждом конкретном случае и исследуется их эффективность на сознание пациента в достижении положительной динамики.
Штейнбрехер Елена Medclub.ru © Редакция Medclub 07.02.2011
|
Анализы (4)
|
Редакция Medclub 07.02.2011
|