Эксперты утверждают, что сканеры тела, используемые в аэропортах, безопасны для здоровья
В ближайшее время многие американцы будут подвергаться в национальных аэропортах досмотру с использованием сканеров, излучающих радиацию. Несмотря на возрастающую в течение последних недель волну недовольства и обеспокоенности относительно этих сканеров, большинство экспертов утверждают, что облучение, получаемое в ходе досмотра, слишком слабое, чтобы причинить какой-либо серьезный вред здоровью.
Петер Рез, профессор физики из Государственного университета Аризоны сообщает, что при нормальной работе сканера он излучает очень малый уровень радиации: вероятность развития смертельного ракового заболевания в результате воздействия сканера равна примерно 1 на 30 млн, что ниже, чем вероятность быть убитым молнией, которая равна в США примерно 1 на 5 млн. Однако сканер является механической системой, и в случае заедания сканирующего механизма, что вполне возможно, человек может получить очень высокую дозу облучения. И хотя, как сообщается, сканеры снабжены механизмом, который выключает систему в случае проблем с ее функционированием, профессор Рез говорит, что он предпочел бы не проходить такой досмотр из-за отсутствия уверенности в безотказной работе сканера.
Петер Кант из фирмы-производителя сканеров утверждает, что механизмы абсолютно безопасны, и это было продемонстрировано в ходе всесторонних испытаний. Получаемая доза радиации равна 1/1000 от дозы, получаемой при рентгенографии зубов. Он также добавляет, что система снабжена множественными механизмами безопасности и ни разу не вызывала проблем.
В США используют сканеры двух типов: с миллиметровыми волнами и с обратно рассеянным излучением. Сканеры с миллиметровыми волнами используют радиоизлучение, не оказывают доказанного вредного воздействия и не облучают пассажира рентгеновскими лучами. Однако эти сканеры не были всесторонне изучены. Сканеры с обратно рассеянным излучением используют очень слабое рентгеновское излучение.
Вопрос, поднятый профессором Резом: стоит ли риск, пусть и небольшой, заболевания раком в результате сканирования той безопасности, которую должно обеспечить такое сканирование? Ведь риск погибнуть в результате террористического акта в самолете тоже очень мал – примерно такой же или ниже, чем риск заболеть раком в результате сканирования.
Национальный совет по защите от радиации и радиационным параметрам США выпустил несколько рекомендаций по использованию сканеров в аэропортах. Первая рекомендация как раз касается обоснования подвергания людей дополнительному облучению – это входит в компетенцию правительственных органов. В ответ на протесты пассажиров федеральные органы обещали пересмотреть текущую политику досмотра сканирования, однако они считают, что она оправдывается террористической угрозой. Для людей, которые откажутся проходить через сканер, будет проводиться процедура, в ходе которой их тело полностью ощупывается работником аэропорта того же пола (что тоже является процедурой, вызывающей противоречивые мнения). Такой же процедуре будут подвергать и тех пассажиров, кто вызовет подозрения в ходе досмотра металлоискателем или сканером тела.