Каждый может для себя нарисовать подобную геометрическую фигуру с тремя сторонами. И только в том случае, если треугольник получится равносторонним, можно говорить об успехе выбора и о хороших перспективах карьерного роста. А если стороны неравнозначны, то данную профессию вряд ли можно считать для себя подходящей.
Какие советы, упрощающие правильный выбор, можно услышать от психологов? Приведем некоторые из их рекомендаций.
- Заполните с целью психодиагностики несколько специальных тестов или анкет. Они помогут определить вам свой тип личности и оптимальную область применения ваших способностей.
- Подумайте о том, каким вы себя представляете через десяток лет. Это поможет отсеять профессии, не подходящие вашим представлениям.
- Учитывайте собственные склонности к различным видам деятельности. Как пример: если вам нравится сидеть за компьютером, то возможно, из вас получится неплохой системный администратор или программист; а если плюс к компьютеру вы любите искусство и творчество, то рассмотрите возможность научиться и стать веб-дизайнером.
- Для молодежи желательно отдавать предпочтение перспективным профессиям. Особенно это важно при выборе колледжа или вуза для обучения. Нет смысла тратить массу усилий и средств на освоение специальности, а после окончания учебы получить диплом и положить его в дальний ящик стола без применения.
- Загляните в специализированные издания, которые рассказывают о современных профессиях, поизучайте тарифно-квалификационные справочники. Это даст полную, исчерпывающую информацию как о самой профессии, так и о должностных обязанностях того или иного специалиста.
- Кроме знакомства с публикациями хорошим способом информации являются разговоры на тему работы с друзьями, родственниками и знакомыми.
- Учитесь всему и всегда, так как бесполезных знаний не бывает. Посещайте бесплатные лекции, курсы, семинары. Если уже работаете, не отказывайтесь от обучения за счет фирмы, это повышает вашу профессиональную ценность.
- Умения и способности должны раскрыться в будущей профессии. Поэтому любые задатки нужно развивать и совершенствовать.
- Будьте уверены в себе, это поможет добиваться поставленных целей. Осознайте свою индивидуальность, достоинства и недостатки.
- Не опускайте руки в случае неудач – они временны и часто являются трамплином для перемен к лучшему.
- Важное качество – последовательность действий и поступков. Начав осваивать любую профессию, не останавливайтесь. Никто никому и никогда не обещает легкого пути. То, что требует приложения большого труда и усилий, имеет двойную ценность.
6.2. Собеседование при приеме на работу - несколько практических советов
Поиски достойной работы в какой-то момент обязательно приводят к встрече с будущим руководителем или менеджером по кадрам. После того, как ваше резюме с перечисленными профессиональными качествами, навыками и опытом рассмотрено и вами заинтересовались, вы становитесь соискателем на должность. Соискание - вещь хорошая, но вопрос о приеме на работу решается на собеседовании. Вы уже договорились о встрече. Вы понимаете, насколько важно для вас получить данную работу. Каких основных правил стоит придерживаться, чтобы увеличить собственные шансы на получение желанной должности?
Настройте себя на бодрый деловой лад, никаких вечеринок накануне с остаточными явлениями. Перенос встречи очень нежелателен. Если же вы заболели, о переносе договаривайтесь заранее, но никак не за 10 минут. Опаздывать на собеседование недопустимо, но и приходить за полчаса тоже не стоит, оптимальное время прихода – за 5-8 минут до оговоренного срока. Придя задолго, вы заставляете вносить коррективы в планы менеджера, это может поселить в нем негативное восприятие вашей личности еще до самой беседы.
Встречают по одежде: внешний вид должен отвечать вакансии. Общая рекомендация – деловой стиль. Нет необходимости напоминать о чистых волосах, неуместной в данном случае вечерней косметике или сильных ароматах. Вы можете использовать брендовый парфюм, но не факт, что он так же сильно нравится вашему собеседнику. Кроме одежды важен внутренний настрой: доброжелательность без заискивания или кокетства, готовность сотрудничать. Напускная важность и хвастовство неуместны.
Рассказывайте о себе лаконично и грамотно, от этого зависит интерес интервьюера к вашей личности. Не забывайте, что ведущая роль в разговоре должна принадлежать представителю компании, а ваши короткие рассказы должны являться расширенными ответами на его вопросы. Не пытайтесь перехватывать инициативу и рассказывать то, что интересно вам. Вопросы менеджера, как правило, носят уточняющий характер. Он хочет узнать о вас то, о чем не прочитал в резюме. Раздражительность при ответах на вопросы или затравленность производят негативное впечатление на собеседника. С жестами и мимикой тоже не нужно перебарщивать, будьте естественны, ориентируйтесь по ситуации. Ваша задача – развить к себе интерес, ведь если резюме привлекло внимание работодателя, то ваша кандидатура реально рассматривается.
Будьте готовы к вопросам личного характера: об увлечениях, семье, причинах увольнения с прежней работы и даже о погоде. Ваши ответы помогают сформировать мнение о вас, демонстрируют ваше умение излагать мысли, поэтому «да» или «нет» дополняйте небольшими комментариями. Будьте честны, особенно рассказывая о прежних достижениях, не приписывайте себе незаслуженных достижений. Рассказывая о собственном опыте, будьте готовы применить его на новом месте, поэтому любые фантазии с вашей стороны на собеседовании могут впоследствии обернуться плачевно.
Перед собеседованием вам могут предложить ответить на вопросы тестов, отнеситесь к этому с пониманием, отказываться от этого не стоит. Как правило, результаты тестирования принимаются как дополнительная информация о вас, помогают сформировать представление о вашем психологическом типе. Они не возводятся в абсолют, а только служат для более глубокого знакомства. Не стоит при ответе на вопросы тестов стараться показаться лучше, чем вы есть на самом деле. Все дело в том, что такое искажение действительности может выйти вам боком. Большинство тестов имеют шкалу лжи, а потому на ложных ответах вы попадетесь быстро. Стоит ли говорить о том, что никакой работодатель не захочет видеть у себя в подчиненных лгуна? Умейте «услышать» то, что говорят, увидеть то, что за этим стоит. Помните, вам предстоит работать в команде и нужно будет принять ее правила.
О чем следует спросить рекрутера? Это, прежде всего, вопросы о компании, ее целях, мотивации персонала, уровне оплаты вашего труда. Будьте готовы ответить на вопрос о том, на какую зарплату вы рассчитываете. Лучше предварительно знать предполагаемый уровень, чтобы ответить на вопрос об ожиданиях правильно. Если вы назовете слишком низкую сумму, то это может отпугнуть работодателей от вашей кандидатуры. Если же вам предлагают зарплату намного ниже ожидаемой, не следует резко обрывать разговор, это неэтично, но и терять время на дальнейшие переговоры нет необходимости, все должно быть в рамках общепринятой дипломатичности и элементарного такта.
6.3. Как адаптироваться в новом коллективе
Остались позади все формальности с отделом кадров, и коллективу представляют нового сотрудника. Все с любопытством смотрят на вновь прибывшего новичка, а он ощущает примерно то же самое, что и первоклассник первого сентября. Его ощущение не из приятных: не знаешь, куда идешь, а что там нужно будет делать - представляешь только в общих чертах; вокруг незнакомые лица, которые неизвестно, как примут, и удастся ли с кем-нибудь подружиться.
Эта ситуация знакома каждому, так как каждый хотя бы раз в жизни устраивался на новую работу. Вновь поступившему члену коллектива предстоит пройти процесс адаптации на новом рабочем месте. На эту тему разработана масса тренингов и методик. Попытаемся сделать краткий обзор написанных трудов. Естественно, он далеко не полный, а всего лишь обращает внимание на ключевые рекомендации специалистов в области работы с персоналом.
Адаптация на новом рабочем месте значительно усложнится, если новичку не будет оказано соответствующее внимание. Ограничиться представлением сотрудника непосредственному руководителю и просто отвести его на рабочее место, рассказав по дороге о местонахождении туалетной комнаты, - слишком мало для быстрой адаптации в коллективе. По исследованиям британских специалистов 93 % респондентов заметили, что недостаточный адаптационный курс снижает продуктивность дальнейшей работы сотрудника. Это же исследование констатировало основные ошибки руководства компаний-работодателей в процессе адаптации вновь поступивших сотрудников.
Первая и главная: введение в должность занимает слишком мало времени. Примерно пятиминутное объяснение, как правило, заканчивается самостоятельным изучением документов и методической литературы. Вводный курс в должность либо очень поспешный и короткий, либо нудный и затянутый. Серьезной проблемой считается подмена личного общения самостоятельным ознакомлением с документами компании. Если же и присутствует личный контакт, то специалисты, проводящие курс адаптации, уделяют внимание не тем вопросам, что нужно: очень мало профессиональных разговоров, а больше вопросов личного характера.
Изучая опыт зарубежных коллег, можно сказать, что аналогичные проблемы имеют место быть и у нас. Крупные корпорации берут на вооружение западный опыт и, понимая важность вопроса адаптации новичков на рабочих местах, разрабатывают специальные программы по скорейшему входу в должность новых сотрудников. Пока это, в основном, профессиональная адаптация, включающая пояснение должностных обязанностей. «Социальная» адаптация все еще предоставлена «на откуп» непосредственно самому сотруднику.
Очевидно, что контакты с новыми сослуживцами – индивидуальный процесс, но можно выделить основные рекомендации.
- Неплохо посетить офис, в котором предстоит работать, до начала трудовой деятельности (день собеседования не в счет). Вполне уместно будет устроить предварительную экскурсию по зданию офиса и зайти в те отделы компании, с которыми новичок будет связан по роду службы. Если такая экскурсия произойдет до первого рабочего дня, то непосредственно рабочий день покажется новому сотруднику более комфортным в психологическом плане.
- Сам первый день для новичка в некотором смысле является стрессовым, чувство волнения, возбуждения и энтузиазма сопровождают его на первых порах постоянно. Новый сотрудник, как чистый лист бумаги, и то, как он заполнится, зависит всецело от организации. Ошибочным является шаг по предоставлению сразу всей информации по работе, ввиду волнения и обилия новых впечатлений она все равно не воспримется полностью.
- Лучшее начало рабочего дня – совместное кофепитие, неформальная обстановка поможет чувствовать новому сотруднику себя комфортно. Молчаливое погружение в монитор с первых часов работы на новом месте – не лучшее начало первого рабочего дня.
- Девизом руководителя в процессе адаптации должны быть слова «помогать», «поддерживать», «заботиться». По возможности хорошо бы назначить наставника.
- Сам сотрудник должен понять обстановку и начать строить отношения с коллективом. В первую очередь, важно наладить связь с неформальными лидерами и более опытными коллегами, а также выйти на контакт с близкими по возрасту, интегрируясь в сформированные ценности и традиции.
Редакция Medclub
28.03.2011