Проявления и симптомы
Гиперактивность
Первая и наиболее часто встречающаяся трудность связана с чрезмерно активными учениками. Как правило, это дети с холерическим типом темперамента, не способные долго усидеть на одном месте. Научное название этого феномена – гиперактивность. Ключевой момент, мешающий обучению, неспособность долго удерживать внимание на чем-либо. Ребенок не способен сосредоточено слушать, концентрироваться на выполнении задания и т. д. Это приводит к невозможности усвоения материала и, как следствие, отставанию от школьной программы. Единственные положительные отметки, гарантированные гиперактивному ребенку, предполагает предмет физическая культура.
Безусловно, это расстройство поведения не является патологическим. Работать с такими детьми нужно и можно. Они не нуждаются в обучении по специальной программе, однако, требуют особого подхода со стороны педагога и дополнительной помощи от родителей. Необходимо организовывать мероприятия, способствующие выплеску «лишней» энергии ученика, при чем делать это как в учебное, так и во вне учебное время.
Расстройства внимания
Помимо невозможности к длительному произвольному сосредоточению внимания, о котором рассказано выше, существует проблема его плохой переключаемости. Ребенок не может быстро и четко поочередно сосредотачиваться то на одном, то на другом предмете или теме. Это может приводить к тому, что излагаемый педагогом материал усваивается лишь частично. Ученик успевает ухватить только те «куски» новой информации, которые «не выпали» за рамки его сосредоточения.
Самостоятельно выполняя различные по формату задания, в условиях дефицита времени, ученик вновь сталкивается с проблемой. Он тратит слишком много времени на то, чтобы отстраниться от выполнения одного и вникнуть в выполнение другого. Результатом могут стать менее высокие оценки, чем могли бы быть. Данное расстройство не является патологическим, скорее его можно отнести к особенностям внимания отдельного взятого ребенка. Переключаемость можно и нужно развивать, используя специальные упражнения.
Трудности мышления
Еще одной трудностью на пути к получению знаний могут стать проблемы с мышлением. В младших классах их сложно диагностировать, так как мыслительные процессы заканчивают свое полное формирование позже. А вот в подростковом возрасте или периодах средней и старшей школы могут появиться две трудности. Первая – замедление или отсутствие ассоциативного процесса. Другими словами, неспособность видеть и находить аналогии между вещами и явлениями. Подросток не способен к обобщению, синтезу. Вторая - сложности словесно-логического мышления, которые проявляются в затруднениях при необходимости оперировать абстрактными понятиями, например, временем и пространством.
Редакция Medclub
28.03.2011