Проявления и симптомы
Обычно в раннем возрасте родители подвижных малышей-непосед отмечают только их гиперактивность и нелюбовь к однообразным занятиям. Детям трудно фиксировать свое внимание, за очень короткое время они могут перебрать массу игрушек, так и не удостоив своим выбором ни одну из них. Еще, пожалуй, могут иногда путать время сна, сдвигая его то на день, то на ночь. Конечно, все это доставляет определенные неудобства родителям, но чаще воспринимается как нечто естественное и свойственное детям раннего возраста.
Реальные трудности приходят тогда, когда дошкольник переступает порог школы… Он не в состоянии сидеть спокойно весь урок (который длится 40 невыносимых минут!), постоянно отвлекает всех и отвлекается сам на соседей по парте, на что-то любопытное за окном. Не дослушав заданный вопрос до конца, выкрикивает ответ, а, заинтересовавшись, наконец-то, каким-либо увлекательным занятием, забывает записать в дневник домашнее задание и, соответственно, не выполнив его, получает вполне заслуженную с точки зрения педагога плохую отметку.
Обращаясь к неврологу, доведенные порой до отчаяния родители сетуют на то, что их сын, совсем не глупый, сообразительный мальчик (а нарушением внимания чаще страдают по каким-то мистическим причинам именно мальчики) не желает выполнять «занудные», на его взгляд, домашние задания, часто теряет личные вещи. Он чересчур импульсивен и не может продолжительное время находиться на одном месте – не действуют ни запреты, ни уговоры.
В старшем, подростковом уже возрасте импульсивность становится основной определяющей поведения, сочетаясь порой с агрессивностью в разной степени. Отдельные симптомы остаются и во взрослом состоянии как напоминание о дезадаптации (проблемах в отношениях с учителями, коллективом и нереализованности своих природных способностей) в далекой начальной школе. Конечно, можно не применять психологических, медикаментозных методов коррекции, ожидая, когда синдром гиперактивности пройдет, возможно, сам собой годам к 12, что и выбирается часто основной стратегией поведения значительной части родителей. Однако слишком губительно может отразиться впоследствии школьная дезадаптация на ребенке.
Говоря о причинах, влияющих на разбалансированность процессов возбуждения – торможения, приводящих к таким грустным последствиям, как гиперактивность и нарушение внимания, главную роль отдают таким факторам, как неблагоприятное прохождение беременности с хронической гипоксией плода и, в дальнейшем, не менее неблагоприятные роды.
Возможно, бешеный ритм городов и постоянное состояние стресса не позволяют потенциальным мамочкам сосредоточиться на будущем материнстве настолько, насколько это жизненно важно для рождения гармоничного, уравновешенного человечка с нормальной саморегулирующейся нейронной системой. В результате стрессовое состояние становится эстафетной палочкой, передаваемой по наследству от родителей к детям.
Редакция Medclub
28.03.2011