Табак: с глаз долой – из сердца вон?
Ученые из Университета Ноттингема (Великобритания) обнаружили, что удаление рекламы и витрин табачных изделий с видных мест в магазинах может изменить отношение молодежи к курению, не ударяя при этом торговцев по карману. Были проанализированы результаты прекращения демонстрации легко доступной взгляду рекламы табачных изделий в магазинах Ирландии (подобный закон скоро должен вступить в действие и в Великобритании). В одном из исследований было обнаружено, что число подростков, которые после 1 июля, когда начал действовать закон, вспоминали о табачной рекламе, упало с 81 до всего 22%. Меньшее число молодых людей стало полагать, что курение широко распространено среди их сверстников: с 62% до 46% упало число полагавших, что более одной пятой детей их возраста курят. 38% подростков считают, что данная мера облегчит детям отказ от курения, а также 14% взрослых верят, что после начала действия закона будет легче бросить курить. Кроме того, с начала действия закона число людей, поддерживающих его, возросло с 58 до 66%. Закон популярен даже среди курящих взрослых.
Один из авторов исследования, профессор Энн Макнейл, считает, что мера по удалению рекламы табака помогла создать мнение среди молодежи, что табачные изделия не являются «нормальными предметами потребления». С другой стороны, удаление сигарет от взгляда покупателей избавит курильщиков от постоянного напоминания о табаке. Авторы исследования считают, что другие страны должны перенять опыт Ирландии как можно скорее.
Исследование также показало, что принятые меры не привели к существенному снижению доходов продавцов – а это было главным аргументом противников закона. Данная мера направлена на снижение привлекательности курения среди детей и подростков, а не на отказ от курения взрослых. Эффект на продажи скорее стоит ожидать по прошествии определенного времени, когда вырастут дети, чье детство пришлось на действие данного закона.
Рекламные щиты с табачными изделиями и автоматы по продаже сигарет были объявлены в Ирландии вне закона с 1 июля 2009 г, и схожий закон планируется ввести в действие в Великобритании – с октября 2011 г для крупных магазинов и с октября 2013 г – для мелких продавцов.