|
Кубики
Источник: Nadezhda V. Kulagina (SH)
|
Кубики
|
|
Мягкие игрушки
Источник: Franz Pfluegl (SH)
|
Мягкие игрушки
|
|
Игры и игрушки с ребенком после полугода
Иры ребенка после 6 месяцев заметно усложняются и становятся более разнообразными. От этапа зрительного (по преимуществу) освоения мира малыш переходит к деятельному взаимодействию с его предметами. В этом возрасте все дети очень любят прятки, причем в самых разных вариациях. Классический вариант: со словами «ку-ку» мама прячется в свои ладони или за шкаф (стену, дверь и проч.), а затем выглядывает снова. Ребенок в ответ на ее появление бурно радуется. Такая игра укрепляет отношения крохи с мамой, учит малыша веселому позитивному общению, поднимает и взрослым, и ребенку настроение.
Огромное значение после полугода начинают приобретать пальчиковые игры. Они позволяют незаметно осуществлять легкий массаж пальчиков малыша, учат ребенка владеть самыми простыми элементами мелкой моторики руки. Известные пальчиковые игры с ребенком (например, хорошо знакомая всем «сорока – сорока») должны обязательно сопровождаться музыкальными припевочками. Так ребенок осваивает не только общение и речь. Он также тренирует музыкальный слух и чувство ритма. Родителям, у которых свой собственный слух развит не очень, лучше найти такие припевки в аудиозаписи. Их можно слушать и вместе с малышом.
Но главное для мамы – чаще слушать такие припевки самой и напевать их ребенку, стараясь четко подражать правильному исполнению. Это совсем нетрудно. Тем не менее, такие упражнения всерьез тренируют слух – и ребенка, и самой мамы. Мама может ласково и весело говорить, перебирая детские пальчики: «Идут четыре братца навстречу старшему. «Здравствуй, большак», - говорят. «Здравствуй, Мишка – указка (мама трогает указательный палец), Гришка – середка (средний), Тишка – сиротка (безымянный пальчик) и крошка Тимошка!» (трогаем мизинчик)». Или вот так: «Этот мальчик (пальчик) в лес пошел, этот пальчик гриб нашел, этот пальчик кашу ел, этот пальчик песни пел!»
Ближе к году ребенок любит манипулировать предметами. Он с удовольствием ставит друг на друга пару кубиков, а потом разрушает свою «конструкцию». Малыш с интересом вытаскивает из коробочки небольшие предметы или же, напротив, укладывает их туда. Ребенок может начать собирать несложный конструктор (особенно в компании с мамой или старшими детьми), пирамидку. Он с удовольствием вставляет в соответствующие отверстия (пусть не всегда удачно) фигурки из развивающего куба.
Примечательно, что отличными развивающими игрушками для ребенка от 6 месяцев до года могут служить обычные домашние предметы. Для многих детей нет большей радости, чем складывать в большую кастрюлю ложки, цветные крышки от обычных банок, пластиковые стаканчики и прочие совсем не интересные для взрослого человека предметы. Но для крохи это целый мир, причем не искусственный мир игрушек, которые (и малыш это видит) совсем неинтересны взрослым. Нет, обычные вещи позволяют малышу прикоснуться к настоящей жизни взрослых. Ведь мама держит в руках ту же самую ложку и складывает овощи в ту же кастрюлю! И малыш невероятно счастлив, что ему в руки дали те же предметы, с помощью которых мама каждый день творит на кухне волшебство (готовит обед или ужин).
Отдельного разговора заслуживают игры ребенка с водой. Дома Вы можете организовать их в ванне, а летом на даче в жаркую погоду – в тазике или детской ванночке, которую устанавливают прямо на траве. Для познавательных игр с водой ребенку потребуется:
-
Емкости различного объема. Подойдут детские формочки для песка, кастрюльки и чашечки от игрушечной посудки и любые детали от детских игрушек, которые можно использовать для наполнения их водой. Естественно, что все эти предметы должны быть чистыми, ведь кроха соприкасается с ними в ванне.
-
Предметы домашнего обихода, которые тоже можно использовать как емкости для игры ребенка. Это ложки (лучше большая деревянная и маленькие из нержавейки), чашки (пластмассовые или пластиковые, например, одноразовые стаканчики), ковшики для воды, небольшие пластиковые ведра или тазик, не слишком мелкие крышки от каких-либо емкостей.
-
Обычные детские игрушки, которые не могут промокнуть (резиновые, пластмассовые). Лучше, если это будут какие-нибудь персонажи – животные или люди. Если в семье есть старшие дети, играющие во время купания подобными игрушками, то Вам не придется объяснять своему «годовасику», что с такими фигурками нужно делать. Он просто будет копировать поведение в игре старших детей. Если же старших пока нет, то можно поиграть персонажами вместе с малышом, назвать каждого из них, посмотреть, где у них глазки, ротик, носик, понаблюдать, как плавает уточка и т.д.
Требования к детским игрушкам для ванной комнаты:
-
Чистота и гигиеничность, наличие легко моющихся поверхностей.
-
Яркие цветовые оттенки (но можно и спокойные пастельные). В данном случае каждая игрушка будет по-своему воздействовать на психику малыша. Яркие сочные краски способны возбуждать детскую активность (красный, розовый), поднимать настроение (солнечный желтый, насыщенный оранж); оживлять (зеленый и его оттенки). Спокойные пастельные тона действуют успокаивающе. Можно подбирать цвет игрушек в зависимости от ситуации. Например, яркие – задолго до сна, пастельные – перед сном. Зимой хороши согревающие оттенки, летом (особенно в сильную жару) – холодные тона.
-
Отсутствие острых углов, шероховатых поверхностей, острых сколов.
-
Отсутствие слишком мелких деталей, которые можно отсоединить и проглотить.
-
Небольшие размеры и вес (если малыш уронит игрушку на себя, он не должен пораниться).
Организовать игры ребенка с водой можно по-разному. Классический вариант: малыш сидит в ванной, наполовину наполненной водой, и перед помывкой играет. Он может наполнять емкости, переливать воду из одной чашки в другую, пускать кораблики по воде и т.д. Нередко малыш пытается попробовать воду из ванной на вкус. Если ребенок пьет воду из ванной, взрослые должны быть рядом и начеку. Есть возможность – старайтесь не допускать таких ситуаций. Отвлеките малыша или налейте ему в чашку чистой питьевой воды. Придумайте игру: Вы наполняете емкость питьевой водой, а кроха пьет и поит Вас, например.
Если же малыш игнорирует все Ваши попытки и упорно пьет воду прямо из ванной, реагируйте здраво. Малышу на грудном вскармливании вполне можно позволить пить из ванной. Его желудок достаточно защищен ферментами материнского молока, и серьезной опасности вода из ванны для него не представляет. Малыша с ослабленным здоровьем, возможно, стоит отвлекать от питья воды из ванной более настойчиво и умно, чтобы точно подействовало. В любом случае, мама должна сохранять спокойствие и не позволять себе пугаться или сильно ругать малыша. Ведь, увидев отсутствие бурной реакции со стороны взрослого, ребенок обычно утрачивает интерес (правда, иногда не сразу, а через пару дней) к «запретному плоду». И питье из ванны прекращается.
Лучшие игры для ребенка с полугода до года – те, что позволяют изучать возможности различных предметов и их бытовое предназначение. Богатая среда для развития ребенка и спокойное (и мудрое) поведение мамы и других взрослых вокруг малыша позволят ребенку получить максимально полезной информации в этот период. Иванова Екатерина Александровна 04.07.2011
|