Сон
Источник: Liv friis-larsen (SH)
|
Сон
|
|
Игра
Источник: AVAVA (SH)
|
Игра
|
|
Сон и бодрствование: что меняется после 3 месяцев?
После трехмесячного возраста ребенок гораздо больше бодрствует, чем новорожденный. Общее время, потраченное на сон, заметно сокращается. Наступает новая фаза развития: малыш стремится активно познавать окружающий мир через зрительные ощущения. Любая наблюдательная мама знает, что в этом возрасте грудничок старается внимательно разглядывать все вокруг: общую обстановку дома (окна, мебель, люстры) и конкретные предметы, на которые мама обращает его внимание. Это период активного насыщения новой информацией, время расширения кругозора малыша.
В любом возрасте очень важно, чтобы ребенок находился в наиболее оптимальных для его развития условиях. Применительно к 3-4х месячному крохе это должна быть среда, насыщенная зрительными впечатлениями. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы мама создала для ребенка такую среду. Тем более, что это достаточно просто, если повнимательнее приглядеться к нашим взаимоотношениям с крохой и построением маминого дня.
Удовлетворить возрастным потребностям развития мама сможет оптимально, если она будет как можно больше повседневных дел делать вместе с малышом. Причем необязательно на руках. Главная задача данного периода – обеспечить полноту зрительных ощущений. И лучше, если это будет не искусственно созданный мир игрушек, а реальный мир повседневной жизни семьи. Что же сможет увидеть трехмесячный ребенок? Если мама ежедневно берет кроху с собой за стол (завтракать, обедать, ужинать), малыш получает информацию о том, как ведут себя за столом, как пользуются столовыми приборами. Он узнает, что кушать нужно чисто и аккуратно, и можно спокойно беседовать при этом. Казалось бы, какие обыденные и незначительные вещи, не так ли? Да, пожалуй… для взрослого человека. А для ребенка это не только необыкновенно интересно (он-то кушает молочко из груди, а не с ложки).
Это еще и познавательно, и весьма полезно. Жаль, когда получается, что малыш до года не присутствовал при взрослой трапезе (например, до полугода его за стол не брали, а после введения прикорма мама кормила его отдельно от других членов семьи). А после года мама на словах ему объясняет, что кашу по кухне не разбрасывают, а ложку держат в правой руке. Как часто дети не воспринимают наших слов. Гораздо быстрее и эффективнее они копируют поведение. Причем старшие (родители или подросшие дети) для малышей – небывалый авторитет изначально. Копировать, быть похожим на взрослых – счастье для ребенка. Так что, набираясь зрительных ощущений в возрасте с 3 до 6 месяцев, кроха усвоит безо всяких слов, что ложку держат так-то, а кашу едят, а не бросают на пол. А это уже навыки правильного поведения за столом – вопрос нешуточный.
При активной маме 3-4 месячный малыш сможет увидеть, как вешают постиранное белье и поливают цветы, как протирают пыль и расставляют по местам книги, раскладывают вещи. Все это мама может с успехом делать с ребенком на руках (а лучше в слинге; тогда обе ее руки будут свободны, а спина не будет чувствовать нагрузки). Если мама положит ребенка рядом с собой, то, находясь в поле его зрения, она сможет: чистить картошку или резать салат, мешать тесто для блинов или гладить белье, читать книгу или вязать, шить на машинке или вручную и прочее. Конечно, если мама делает свои домашние дела с ребенком на руках или в слинге, у нее все получается немного медленнее, чем обычно.
Безусловно, от мамы требуется фантазия и творческий подход, чтобы организовать свой день подобным образом. Вполне понятно, что многим мамам привычнее и гораздо удобнее уложить чадо в кровать с игрушками, а самой быстро, качественно и привычно делать дела. Но задумайте, насколько обделен малыш, одиноко лежащий (пусть и не весь день) в кроватке с игрушками по сравнению с тем, который видит, чем занята его мама. Тем более, что мама, которая обеспечивает полноту зрительных ощущений, когда ей очень нужно будет, сможет безо всякого зазрения совести оставить дитя в кроватке не надолго. Она-то знает, что в обычное время она достаточно дает крохе зрительных впечатлений и позволяет ему полноценно развиваться. Поэтому иногда можно и оставить его в кроватке. Но это иногда.
На улице ребенок после 3х месячного возраста также стремится наблюдать за тем, что происходит вокруг него. И очень хорошо, если он получает такую возможность. На руках у мамы или в слинге малыш сможет совершить путешествие по магазинам, в транспорте, отправиться в гости к друзьям семьи или же в парк, зоопарк и т.д. Перед ребенком открывается целый мир. Сидя в коляске, кроха также сможет многое увидеть. Важно только, чтобы малыш чаще находился на улице в не в спящем состоянии, а в периоды бодрствования. Тогда кроха получит много новой, интересной и полезной информации для своего развития. Ведь, по сути, это его первый опыт активного освоения пространства вне своей квартиры. Хотя это освоение пока что происходит путем простого наблюдения – заинтересованного, терпеливого, внимательного. Иванова Екатерина Александровна
04.07.2011
|