Детские игрушки
Источник: StockLite (SH)
|
Детские игрушки
|
|
Детские игрушки
Источник: StockLite (SH)
|
Детские игрушки
|
|
Детские игрушки
Источник: Maxim Godkin (SH)
|
Детские игрушки
|
|
Игрушки и занятия с ребенком от 3 до 6 месяцев
Развитие ребенка до 6 месяцев предполагает, прежде всего, изучение физических свойств предметов. Малыш стремится потрогать то, что попадает к нему в руки, попробовать, что называется, «на зуб». Позже он начинает стучать, греметь этим предметом. Требования к игрушкам, соответственно, должны удовлетворять этой потребности исследования.
Какие же свойства предметов изучает кроха (сам того, наверное, не подозревая, ведь исследует он опытно, а не теоретически). Это:
-
размеры предметов (большой – маленький, меньше- больше);
-
форма (кубик, шарик, более сложные объемные геометрические фигуры, буквы и проч.);
-
вес предметов (тяжелый – легкий);
-
структура их поверхности (гладкий – шершавый, твердый - мягкий);
-
температура (холодный – теплый);
-
цвет;
-
запахи;
-
звуки;
-
вкус.
Кроме того, ребенок начинает манипулировать предметами. Соответственно, таким путем он также исследует их свойства:
-
перемещение в пространстве (от себя – к себе);
-
размещение (ближе – дальше);
-
скорость (медленно – быстро);
-
способность предметов разбираться на части.
Подбирать игрушки ребенку до 6 месяцев нужно так, чтобы малыш получил возможность с ее помощью изучать обозначенные свойства предметов. Для этой цели отлично подходят несложные на первый взгляд детские игрушки, позволяющие производить с ними различные манипуляции. Например, знакомая всем неваляшка. Она яркого цвета, состоит из нескольких частей (в виде шариков разного формата). Кроме того, неваляшка может изменять свое положение в пространстве (раскачиваться, если ее положить – игрушка встает). И при этом она издает мелодичный звук. Однако, неваляшка подходит ребенку ближе к 6 месяцам.
Малышу меньшего возраста оптимально подойдут детские игрушки, которые он может легко удержать в руках и сравнительно легкие по весу (чтобы кроха не поранился, если уронит на себя такую игрушку). Это не только погремушки, но и круглые колечки разного диаметра и цвета, игрушки - мякиши различной формы, легкие деревянные и небольшие резиновые фигурки животных и птиц (уточки, слоники, зайчики).
В качестве игрушки (и отличного предмета для исследования) прекрасно подходят обычные предметы домашнего обихода. Требования те же: они должны удовлетворят возрастной потребности в изучении свойств предметов. Поэтому дол исследования Вы можете дать подержать малышу небольшие предметы одежды из не ворсистой (желательно х/б) ткани (детский носочек, чепчик и т.д.), деревянную ложку (только в присутствии взрослого) и т.д. Проявите фантазию, и Вы с успехом сможете разнообразить число игрушек для Вашего крохи! Обязательные требования к детским игрушкам:
-
гигиеничность, возможность легко помыть поверхность предмета;
-
экологичность;
-
отсутствие мелких деталей, которые можно отделить от игрушки и проглотить;
-
отсутствие окрашенных поверхностей (лучше, чтобы игрушка была изготовлена из цветных материалов, а не была окрашена, ведь малыш может нечаянно «съесть» часть краски).
Сегодня весьма популярны различные музыкальные подвески в кроватки, развивающие коврики и подобные игрушки. Это хорошо, ведь в таких конструкциях присутствуют игрушки самых разных (ярких и нежных) цветов, различной формы и фактуры. Однако родителям следует учитывать, что подвески должны быть расположены на расстоянии 30 см от глаз ребенка, не меньше. В противном случае такая подвеска создает реальную угрозу для зрения малыша, серьезно усиливая нагрузку на определенные группы мышц глаза и создавая предпосылки к развитию близорукости. Поэтому важно использовать подвески на высоком кронштейне. Тогда они действительно станут не угрозой здоровью, а замечательной развивающей игрушкой. Маме не стоит заботиться о стерильности детских игрушек. Достаточно поддерживать их чистоту. Новую игрушку обязательно нужно вымыть с детским мылом.
Очень важное условие развития ребенка – разнообразие впечатлений и поэтапное освоение пространства вокруг себя. Поэтому детские игрушки нужно менять. Но делать это важно не по прихоти взрослого, а ориентируясь на познавательные потребности ребенка. Если Вы заметили, что малыш проявляет повышенный интерес к каким-то определенным игрушкам или предметам – позвольте ему вдоволь потрогать их, погрызть и т.д. Но если Вы заметили, что ребенок насытился впечатлениями, если он не оживляется при появлении данной игрушки (или предмета быта) в его поле зрения, ее нужно убрать. Можно совсем, а можно через неделю снова предложить ее крохе и посмотреть на его реакцию. Ориентироваться нужно на внимательное и чуткое отношение к малышу.
При выборе игрушки ориентируйтесь не на ее яркий цвет и современный забавный вид, а на возможности, которые она даст малышу (исходя из названных выше свойств предметов). Пусть изображения животных и людей на игрушке будут не слишком комичными, а сравнительно близкими к естественному. Присмотритесь, что малыш сможет делать с данной игрушкой. Иногда самые незатейливые предметы дают больше возможностей для развития малыша, чем дорогостоящие игрушки. Но самое главное игрушки должна служить дополнением к реальному миру окружающих малыша предметов. Они не должны создавать для крохи некоего «искусственного» пространства, почти противоположного миру взрослых предметов.
Обратите внимание: во взрослом мире нет столь ярких (а иной раз резких и потому утомительных) красок, они мягче. У нас все предметы имеют свое предназначение, а у большинства детских игрушек оно отсутствует. Их функциональность ограничивается тем, что с их помощью можно занять время малыша. А ведь ребенок так сильно нацелен на изучение свойств предметов нашего реального мира. Предоставьте малышу и такую возможность!
И еще. Мама не должна замещать игрушками драгоценное общение с малышом. Поэтому если Вы много времени проводите вместе за реальными делами (с малышом на руках или в слинге вешаете белье, готовите, совершаете покупки в магазине и т.д.) и много близко общаетесь (ласковые прикосновения мамы, песенки – потешки, ласковое или шутливое поглаживание), тогда игрушки хороши как дополнение. Но если общение мамы и малыша сводится к тому, чтобы погреметь ему игрушкой и оставить кроху один на один с подвеской на полдня, то такие методы станут тормозить развитие крохи, а не стимулировать его. В целом, игрушки должны готовить ребенка к постижению нашего реального мира – в доступной для него форме, легко, весело и непринужденно. Иванова Екатерина Александровна 04.07.2011
|