Лечение и профилактика
Лечение депрессии должно быть неотлагательным. Оно определяется конкретным врачевателем, но общепринято включает в себя:
- медикаментозное лечение антидепрессантами и транквлизаторами (ингибиторы обратного захвата серотонина - Лексапро, Прозак, трициклические антидепрессанты - Асендин, Норпрамин, ингибиторы моноаминоксидазы – Нардил),
- фототерапия, ролевые игры, занятия спортом, посещение малых психотерапевтических групп, электрошок (редкие и очень опасные случаи с устойчивым желанием умереть),
- поведенческая, когнитивная, семейная, социальная и индивидуальная терапия.
Все зависит от формы тяжести заболевания, но принимать участие в терапии депрессии могут как психотерапевт, так и невропатолог, и психолог. Также нельзя недооценивать роль терапевта. Необходимо помнить, что по-настоящему лучшим лекарем является сам человек и его осознанное желание избавиться от негативной тенденции в психике и поменять стиль поведения и восприятия окружающего мира, оставляя тревогу далеко в прошлом. Поэтому, не запускайте томительное ощущение усталости до так называемой «точки кипения», когда без помощи специалистов будет не обойтись.
Начиная ощущать преобладание плохого настроения над хорошим и необоснованную печаль, которая с каждым днем приобретает все более явные черты, подкрепляется необоснованной тревогой и недовольством качеством жизни и окружающими людьми, задумайтесь над тем, что вам нужен небольшой, но качественный отдых или новое увлечение, не имеющее под собой пагубной страсти! И только в этом случае вы способны будете победить настигающий вас недуг и остановить не самые лучшие изменения в собственной судьбе!
Поведенческая терапия депрессивных расстройств. Левинсон. Вольпе.
Поведенческая терапия основывается на процессе научения и освоения человеком новых граней и реальностей взаимодействия с социумом, положительных и адаптивных по сути. И видит первопричину всех человеческих проблем в том, что обучаясь неправильным, нерациональным формам поведения, сложным для адаптации в меняющихся условиях жизни, человек доставляет себе и окружающим его людям тем самым только страдания и негативные эмоции. И для того, чтобы избавиться от них необходимо обучаться новой поведенческой стратегии, не идущей вразрез с социальными ожиданиями и одобренными обществом моделями поведения.
В 1958-ом году Джозеф Вольпе разработал и опубликовал процедуры и итоги работы с больными, спецификой болезни которых являлись нервные расстройства с повышенной тревожностью. Психотерапевтические методики Вольпе были чем-то похожи на теорию инстинктов Павлова, когда на каждый стимул должен был производиться искусственно вызванный отзыв, или реакция. Считалось, что условность рефлексов помогает избавить пациентов от неврозов навязчивых состояний или постоянной неугасающей тревожности, приводящей к устойчивому состоянию депрессии.
Человеческая психика имеет самоврачевательный эффект и во многом непостижима, а потому подсознательное желание «заесть» стресс или устроить шопинг после тяжелых эмоциональных переживаний, относится именно к таким вот условным рефлексам вознаграждения после страдания, которые человек в состоянии определить себе самостоятельно, основываясь на инстинкты и замещая неприятные моменты положительными.
После таких перемен и замещений печаль уже не воспринимается так остро, потому что ассоциируется с последующей весьма приятной наградой. Методы Вольпе по завершению острой травматической ситуации положительной реакцией существенно сокращали время острого течения депрессии и уменьшали вероятность ее повторного проявления. Среди методов работы в теории «Логичного цикла» Вольпе можно выделить благоприятное воздействие на формирование необходимой модели поведения человека путем тренингов, на которых основным звеном терапии становилась работа с самооценкой и уверенностью в себе и своих поступках.
Эти процедуры, наглядно демонстрирующие модели желательного поведения со стороны и дающие возможность принять в них участие изнутри, давали положительную динамику излечения от тревожных расстройств, что во многом и сегодня является признанным фактом комплексной психологической работы с тревожными и депрессивными больными.
В период с 1984-го по 1990-й годы американский психолог Питер Левинсон предложил свою версию, обозначения первопричин возникновения депрессии у пациентов. Левинсон настаивал на том, что важнейшей первопричиной тревожности и нервных расстройств депрессивного типа являются изменения в соразмерности и частоте наказаний и поощрений, выставляемых самой жизнью перед людьми, а именно интенсивность их накала. И здесь не существует разделения между хорошими событиями и плохими в жизни человека, ведь, как бывает трудно свыкнуться с чередой неудач, так же тяжело привыкнуть к постоянным радостным потрясениям, ведь и дистресс, и эустресс имеют совершенно одинаковые последствия для психики.
Элементарным примером может являться ситуация, когда человек с больным сердцем узнает, что у него погиб скоропостижно близкий человек. При этом обладатель известия вполне может получить инфаркт и умереть. Совершенно иная ситуация: того же человека оповестили о том, что теперь он является наследником многомиллиардного состояния, - тот же исход во многом вероятен, однако провокаторы у конечного события при этом совершенно разные, диаметрально протьивоположные.
У некоторых людей в жизни слишком много тягот, отчего может испортиться даже самый миролюбивый характер, а следствием явиться вполне закономерный переход к дезадаптации и уменьшению желания что-либо делать и предпринимать для достижения жизненных благ («А зачем? Все равно последует неудача»). Терапия Левинсона направлена на то, чтобы в жизни пациента вновь появились положительные стимулы и мотивы, она перестала быть или казаться скучной, а стала наполненной быстро чередующимися событиями, интересной и насыщенной эмоционально.
В поведенческой терапии депрессивных расстройств первым этапом выступает необходимость определиться, что доставляет радость конкретному человеку – вкусная еда, приятные люди в окружении, новые знакомства, увлекательное чтение, зажигательные танцы или познавательные путешествия. Вторым этапом является формирование собственного недельного плана или графика, в котором радостные для депрессивного пациента события станут заранее запланированной акцией, насыщающей жизнь положительными эмоциями.
Цель – выявить реальные, а не вымышленные причины плохого настроения, переходящего в депрессию в выстроенном графике положительных для пациента событий. В последующем основной задачей выступает устранение антисоциальных негативных проявлений нервного расстройства – постоянных жалоб, плача, самоунижения достоинства, которые отталкивают от депрессанта общество, тем самым усугубляя протекание его депрессии. Делается это посредством психологических техник и приемов, одним из которых выступает «холодное созерцание», то есть отсутствие реакции на слезы и жалобы, и при этом заслуженное восхищение и похвала за нормальное конструктивное поведение со стороны окружающих депрессивного человека людей.
Далее, на закрепление и выработку устойчивости желательной поведенческой линии проводятся тренинги для обучения теперь уже бывших пациентов навыкам эффективного налаживания контактов и общения в малых и больших группах. Огромное внимание при этом уделяется визуальному контакту, умению проявлять какие бы то ни были эмоции и выразительные качества и интонации голоса.
Методики Левинсона и Вольпе достаточно актуальны сегодня в технике работы многих психотерапевтов и позволяют добиться быстрых и устойчивых результатов лишь по отношению к страдающим от легкой и средней тяжести депрессии, так как именно в этих состоянии сохраняются способности к здоровому самоанализу, адекватной оценке действительности и желанию действовать, добиваясь в своем поведении положительных результатов, критерии для которых выработаны в совместной работе клиента с психотерапевтом.
Когнитивные подходы к терапии депрессии. Бек. Селигман.
Так уж сложилось, что стрессы и проблемы – неотъемлемая часть жизни человека. Только комплекс проблем меняется в зависимости от воспитания, поведения, мотивационных установок и эмоционального восприятия окружающего мира и отдельных его явлений. Есть люди, которые воспринимают проблемы, как некую шокотерапию, импульс для движения вперед и саморазвития. От столкновения со сложностями жизни они, как говорится, становятся только крепче и устойчивее в проявлениях и эмоциях.
Но есть люди, и их подавляющее большинство, которые хотя и преодолевают трудности, но при этом абсолютно не адаптируются к их воздействию, а потому они не готовы для дальнейшей жизненной борьбы и опускают руки, чувствуя глубокую подавленность и неудовлетворенность окружающим миром. И если первые после стресса все также движутся вперед, то вторые нуждаются в помощи психолога, поддержке окружающих людей, и работе профессионального психотерапевта. Не стоит бояться психотерапевта, обращение к нему не значит признание своей неполноценности в психическом плане, напротив, это означает силу характера, и желание выйти из эмоциональной ловушки, расставленной временем, людьми и обстоятельствами.
Депрессия подкрадывается к людям незаметно с тем, чтобы потом остаться с ними надолго, отравляя каждый день бесценной человеческой жизни. И чем быстрее мы справимся с ней, тем больше радостных и приятных дней, недель, лет проживем в будущем. И более того, нам будет с чем сравнить радостные моменты окружающего нас мира.
Только квалифицированный психотерапевт поможет выбрать подходящее лечение в каждом индивидуальном случае, и только он распутает клубок внутренних противоречий и внешних многочисленных подходов к диагностике и врачеванию депрессии. Среди десятков других, вполне зарекомендовали себя и заняли соответствующую нишу в лечении тревожных расстройств когнитивные методы психотерапии и терапевты, работающие непосредственно в этом направлении.
Когнитивные методы терапии это структурный комплексный подход, который рассматривает внутренний мир человека с точки зрения восприятия им действительности. Образные картины, формирующиеся во времени и под воздействием многих предшествующих событий в жизни человека, откладывают с точки зрения основополагателя когнитивного психиатрического течения А.Бека обширный отпечаток на его дальнейшее восприятие тех или иных эмоциональных раздражителей. Бек рассматривает следующий пример: допустим, индивиду с детства все его окружение внушало, что он неудачник, некрасивый или неумный, в конечном счете, он настолько уверовал в это, что подчинил этой мысли все свое дальнейшее существование.
И вот теперь, после очередного перенесенного стресса, человек не ищет истинные причины неудач, а накладывает на ситуацию готовый шаблон «некрасивого, глупого неудачника» и в результате ничего не получает от жизни, подтверждая лишний раз никчемность собственного существования, которая рано или поздно станет прямым мостиком между личностью и депрессией или того хуже – между личностью и суицидом.
Когнитивная терапия направлена на то, чтобы отслеживать возникающие негативные эмоции пациента, научить его ломать стереотипы (или коды, установки), наложенные извне на его психику, опровергать заложенные деструктуризированные представления о никчемности человека, о его невозможности или неумении воздействовать на свою судьбу и творить ее своими собственными руками.
Каким образом применяется противодепрессивная терапия? Это разрушение негативного самосознания пациента посредством применения рейтинговой оценки позитивных событий за определенный промежуток времени с обязательной фиксацией итогов самомониторинга. В результате анализа прошедших дней следует выделение (совместно с пациентом) ярких и радостных событий и оцениваются все возможные подходы к решению проблем, возникающих на пути, а уже затем из них выбираются наиболее подходящие с точки зрения личности индивида и положительных установок.
На заключительной стадии лечения, при условии установления с индивидом доверительных отношений, врач может использовать методы открытого анкетирования, когда пациенту предлагается ответить на ряд вопросов своими словами из-за отсутствия заранее составленного перечня ответов, или проводятся ролевые и ситуационные игры, социальные тренинги, выявляющие насколько клиент освоил рациональные техники поведения при возникновении сложных ситуаций. А.Бек – не единственный, кто занимался проблемами депрессивных расстройств.
Данные вопросы в рамках когнитивного подхода изучал Селигман. Он считал, что проблема депрессии кроется в том, что некоторые люди не умеют, или не желают, контролировать жизненные ситуации и собственное поведение. То есть склонность к пессимистическому образу жизни – это вполне осознанный тип поведения (пример, эмо-культура, готическое течение, природный скептицизм, недоверие, атеизм).
Лечение от депрессии таких людей нужно начинать с выявления цели осознанной беспомощности перед проблемами и перипетиями. Тенденция развития дезориентации в межличностных отношениях должна быть остановлена при помощи тщательно подготовленной и примененной стратегии реатрибуции, то есть нужно помочь пациенту выбрать альтернативные подходы к решению затруднительной ситуации (проговаривание проблемы вслух несколько раз до тех пор, пока она не перестанет вызывать негативных эмоций, поиск конструктивных причин тревожности, увязка собственных поступков и действий других людей, действующих лиц жизненного сценария).
И тогда, свыкаясь с образом пугающей поначалу ситуации при повторном ее возникновении человек будет готов к демонстрации адаптивного поведения и с успехом справится с любой жизненной ситуацией.
Терапия самоконтроля в избавлении от депрессий. Рем и Маклин.
Зачастую при лечении депрессии немаловажное значение приобретает сочетание различных по своей природе методов терапии. Так, к примеру, обычно сочетают когнитивный подход и поведенческую методологию. Когнитивно-поведенческие методы применяются в рамках межличностного подхода, то есть направлены на индивидуальное развитие определенных навыков у пациентов, подверженных легкой и средней форме депрессивного расстройства. Прививаемые навыки касаются черт личности, притупляемых или недораскрытых, поэтому усугубляющих течение тревожности – неумение отвечать на агрессивные выпады, неумение управлять эмоциями, высокий уровень чувствительности, чрезмерно чувственное восприятие жизненных ситуаций, или людей, в них участвующих.
Подходы второго поколения базируются на представлении, будто депрессии проистекают из сложившихся стереотипов поведения, заложенных в детстве, или наработанных годами. Реакция на жизненные невзгоды зависит от того, как индивид их интерпретирует для себя и с какой опасностью соотносит. И, чаще всего, сбой правильного позитивного восприятия заложен именно в ранние годы и активно культивируется пациентом. Скажем, маленькому ребенку некий скверный тип причинил физическую боль посредством ударов при попытке наладить дружеский контакт.
Проходят годы, малыш вырастает и становится взрослым мужчиной, но в голове его крепко зафиксирована идея о том, что после всякой попытки наладить дружеский контакт последует боль, а значит, делать этого не следует. В итоге взрослый человек превращается в скрытого депрессивного ипохондрика с асоциальными наклонностями. А проявляются они в нежелании налаживать новые социальные связи и в избегании старых.
Нужно сказать, что данные представления о причинах депрессивного расстройства использовали в основе своих исследований сразу два специалиста, работающих в сфере депрессивной симптоматики – Рем и Маклин. Согласно теории Рема, индивид с острой депрессией возводит перед собой непомерно высокую стену самотребований, в результате которой он четко ожидает от себя выполнения высокой продуктивности работы, следования моральным ценностям и установкам, одобренным обществом и личной морали.
Естественно, соответствовать завышенным стандартам он не может, что еще раз подтверждает его собственную теорию об обесценивании его личности. Рем объяснял это явление потерей самоконтроля над собственным мышлением и жизнью в целом. Человек, выронивший бразды правления своей жизнью, не может быть счастливым, поскольку чувствует себя вне общего течения череды событий.
Цель психотерапевта в этом случае – научить человека, не умеющего воздействовать на обстоятельства, регулированию жизненных процессов через отвыкание от постоянных поддерживающих стимулов – переедание, сужение круга общения, алкоголизм, наркотики, бесконтрольный шопинг. Лечение проводят поэтапно, начиная с самонаблюдения и мониторинга, переходя к самооценке и подкреплению, заканчивая построением собственной системы поощрений на конструктивное восприятие действительности – похвала, хобби, единовременная покупка.
Согласно теории Маклина пациент потому им и становится, что не умеет совладать со стрессовой ситуацией, то есть адекватно на нее реагировать и преодолевать негатив. Это происходит либо от того, что индивид излишне добрый, ранимый, чувствительный и романтичный человек по своей природе, либо от того, что у него полностью отсутствуют лидерские характеристики и притязания.
Для совладания со стрессами используют, в рамках теории Маклина, терапевтическую программу, направленную на развитие в пациенте коммуникативных наклонностей, взаимодействия с социумом, самоутверждения в обществе (социальный статус), процесса принятия самостоятельных решений относительно сферы деятельности или жизненного кредо. Эта программа проводится с привлечением близкого окружения индивида – родителей, друзей, детей, супругов, приятелей.
Интерперсональная терапия депрессии. Клерман и Вейсман.
Каждый отдельный вид депрессивного расстройства строго индивидуален, и потому лечение должно ему соответствовать. Нельзя, к примеру, использовать метод обсуждения проблемы в большой социальной группе, если пациент испытывает на фоне депрессии еще и социофобию, иначе вы вполне можете спровоцировать ухудшение ситуации, а не ее улучшение.
Многочисленные исследования, проводимые до начала лечения, позволяют психотерапевту выбрать тот набор контрмер, который наиболее подходит для конкретного случая. Общепризнан тот факт, что для многих людей проблема депрессивного расстройства была и остается явлением сугубо личным, не требующим публичного разглашения, поэтому интерперсональный подход к лечению – это единственно верный путь к установлению доверительных отношений между пациентом и специалистом его врачующим.
Интерперсональный подход ориентирован на осознание человеком собственного недуга, включающее понимание логической связи между симптомами нервного расстройства и актуализацией личностных проблем, а также на расширение самосознательной сферы мировоззрения. Другими словами, больной только тогда излечится, когда перестанет противопоставлять свою личность окружающему миру, научится преодолевать барьеры на пути к поставленной им самим и жизнью цели с минимальными потерями для своей психики.
Какие факторы типичны для интерперсонального подхода, разработанного Клерманом и Вейсманом? Их перечень представлен ниже:
- ограничение во времени проведения терапии,
- концентрация на достижении долговременного результата,
- директивно-патриархальный тип поведения врача-психотерапевта,
- быстрая диагностика,
- эмоциональное реагирование на малейшие изменения в состоянии больного,
- установление доверительных отношений к «личному» врачу, как терапевтический метод,
- верный отбор пациентов, ибо не все способны идти на контакт после нескольких бесед.
Клерман и Вейсман предполагали, что депрессия – не есть результат подавления инициативы, или малых поощрений, а итог нереализованной привязанности и недостаточной поддержки со стороны близких индивиду людей. На этой почве человек, нереализованный социально, «нелюбимый», неуслышанный, чувствует свою ненужность и осознает тщету дальнейших усилий и всего своего существования («не для кого жить», «кому это надо?»).
В силу различий в темпераментах и менталитете, кто-то не посчитает нужным обращать внимание на личную неустроенность и перенаправит усилия на покорение смежных областей деятельности (карьеру, хобби, обустройство дома и быта, имидж). А для кого-то симпатия и привязанность имеет огромное, если не наиглавнейшее, значение в жизни.
Интерперсональный подход Клермана и Вейсмана помогает пациентам освободиться от давления преобладающей социальной составляющей. Это не значит, что после терапии человек утратит способность любить и чувствовать, он останется чувствительным, но без маниакального фанатизма, и сможет в моменты затишья в отношениях переключить свое внимание на какое-либо стоящее другое занятие. На начальном этапе выявляют, что конкретно спровоцировало депрессию – боль от потери, конфликтная ситуация, потеря привязанности (развод, расставание) или недостаток внимания со стороны окружающих (как своего, так и пола противоположного).
Дальнейшее лечение строится на устранении страха повтора подобной ситуации (эффект спирали, или петли) и снятии негативных эмоций, оставивших в душе пациента неизгладимый след. В центре внимания стоит беседа, а также корректирующая терапия при помощи ролевых игр (проигрывание ситуаций с обязательным структурированием хэппи-энда. Так большинство из нас поступало в детстве, самовольно изменяя концовку страшной или грустной сказки).
Редакция Medclub
07.03.2011